
Иоганн Штраус (Strauss) (сын) (25.10.1825, Вена - 3.06.1899, там же) - австрийский композитор и дирижер. Старший сын Иоганна Штрауса. Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Штраус решил идти по стопам отца; тайно от него Штраус обучался игре на скрипке и композиции. Вена издавна славилась своей любовью к музыке и танцам. В одном из венских ресторанов в октябре 1844 года впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. И вальсы Штрауса, и его исполнение произвели сильное впечатление на требовательных венцев, сравнивавших, естественно, молодого Штрауса с его прославленным отцом. На следующий день одна из венских газет поместила отчет об этом выступлении, где рецензент писал: "Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!"
В начале и середине 19 века здесь играли вальсы отец и сын Штраусы




Известно, что в 1837 году открылось движение на Царскосельской железной дороге между Санкт-Петербургом и его пригородами - Царским Селом и Павловском. Для того чтобы железной дорогой пользовались как можно больше, на конечной станции, в Павловске, построили большой вокзал с концертным залом, и уже летом 1838 года здесь открылся первый концертный сезон. Расчет оправдался: на концерты в Павловск летом отправлялся весь светский Петербург. Однако к началу 50-х годов популярность концертов немного упала, руководство железной дороги объяснило это тем, что в Павловске давно не выступали по-настоящему талантливые артисты. Поэтому директор Царскосельской железной дороги и отправился в Европу на поиски новой звезды.
Иоганн Штраус был приглашен вначале только на один летний сезон 1856 года, однако стал бессменным дирижером Павловских летних концертов на протяжении десяти лет. Вместе с композитором из Вены в Петербург приехали еще 12 музыкантов, остальных артистов для оркестра он выбрал из русских исполнителей. Очередной летний музыкальный сезон в Павловском вокзале открылся 6 мая 1856 года.
Как писала потом газета "Санкт-Петербургские ведомости", "народу в Павловске была бездна. Маэстро вышел на сцену красивый, вдохновенный. Его голова в черных кудрях почти лежала на скрипке. Казалось, он лишь слушал то, что рождалось внутри хрупкого дерева, а смычок двигался помимо его воли: то с дьявольским напряжением, то, успокаиваясь и ласкаясь.

Неслыханная красота и разнообразие мелодий обрушивались на слушателей лавиной. Это была сама страсть, движение, радость жизни. И публика сдалась на милость победителя радостно и благодарно:- «Добро пожаловать, господин Иван Страус!..»
Говорили, что после концерта дирижера чуть ли не на руках донесли до самой квартиры.
Успех Иоганна Штрауса в Павловске. Рисунок 1856 г.

С первых концертов Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы. Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, что его движения становились почти танцевальными. Но Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками - зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.
Очаровательный, танцующий Штраус, преследуемый пылающими сердцами в кринолинах и свирепыми взглядами ревнивых мужей. Шарж. 1859 г.




Музыкальный вечер в Павловском вокзале. Е.Самокиш - Гулковская. 1862 г.

Публика настолько любила концерты Штрауса, что многие готовы были оставаться в Павловске на всю ночь. Дирижер даже вынужден был прерывать выступление, когда раздавался звонок, извещавший об отходе последнего поезда. Но иногда и это не помогало: поезд уходил, а слушатели оставались в Павловске на всю ночь. В таких случаях Штраус выходил к публике и просил внести небольшую сумму для бедствующих или в фонд помощи раненым в Крымской войне, а после этого концерт продолжался до утра. Газета "Северная пчела" написала как-то, что по свидетельству одного из меломанов, Штраус "скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц".

Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Музыка оказалась их эсперанто, Ольга показала Штраусу свои романсы и уговорила его проконсультировать по части композиции. А вскоре попросила Штрауса исполнить ее произведения в Павловском "Воксале". Штраус аранжировал несколько сочинений Ольги, в том числе "Польку-мазурку" и романс "Так и рвется душа" на стихи Кольцова, и включил их в свои концерты. Но неприязнь семьи Смирнитских - аристократов и снобов - к Штраусу была очевидна: он не дворянин, он принадлежал к «странствующему народу», а талант композитора не имеет для Смирнитских абсолютно никакого значения. Ольга, послушная дочь, в итоге вышла замуж за Александра Лозинского, военного юриста.

Всю свою жизнь Штраус хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования. Воспоминания, письма и портрет - вот все, что осталось композитору в память о северной музе.
В Павловске Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - «Кадриль на стрельнинской террасе», «Прощание с Петербургом», вальс «Воспоминания о Павловске», «Полька-Нева», «Прощание с Петербургом», «Русская деревня», «Петербургская кадриль», «В Павловском лесу»

Памятник композитору Иоганну Штраусу -сыну в городском парке Вены (1907, скульптор Э. Хелькер).

Уменьшенная копия 2003 года установлена в Павловске у Пяти углов, вблизи Большого дворца

Квартет "Сказ", полька "Трик-трак"
Комментариев нет:
Отправить комментарий