четверг, 1 апреля 2010 г.

Король вальсов.



Иоганн Штраус (Strauss) (сын) (25.10.1825, Вена - 3.06.1899, там же) - австрийский композитор и дирижер. Старший сын Иоганна Штрауса. Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Штраус решил идти по стопам отца; тайно от него Штраус обучался игре на скрипке и композиции. Вена издавна славилась своей любовью к музыке и танцам. В одном из венских ресторанов в октябре 1844 года впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. И вальсы Штрауса, и его исполнение произвели сильное впечатление на требовательных венцев, сравнивавших, естественно, молодого Штрауса с его прославленным отцом. На следующий день одна из венских газет поместила отчет об этом выступлении, где рецензент писал: "Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!"

В начале и середине 19 века здесь играли вальсы отец и сын Штраусы




В один из теплых осенних дней 1855 года отдыхавший на водах молодой австрийский композитор Иоганн Штраус, талант которого становился все более известным далеко за пределами его родной Вены, был представлен солидному господину в расшитом золотом мундире. Господин оказался новым директором Царскосельской железной дороги и предложил Штраусу место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом, сумма которого заставила композитора отнестись к предложению с большим вниманием. Кроме того, выступать перед изысканной публикой, посещавшей концерты в Павловске, тоже было чрезвычайно престижно. Поэтому через несколько дней контракт, предусматривавший приезд Штрауса в Петербург уже в следующем 1856 году, был подписан.



Известно, что в 1837 году открылось движение на Царскосельской железной дороге между Санкт-Петербургом и его пригородами - Царским Селом и Павловском. Для того чтобы железной дорогой пользовались как можно больше, на конечной станции, в Павловске, построили большой вокзал с концертным залом, и уже летом 1838 года здесь открылся первый концертный сезон. Расчет оправдался: на концерты в Павловск летом отправлялся весь светский Петербург. Однако к началу 50-х годов популярность концертов немного упала, руководство железной дороги объяснило это тем, что в Павловске давно не выступали по-настоящему талантливые артисты. Поэтому директор Царскосельской железной дороги и отправился в Европу на поиски новой звезды.
Иоганн Штраус был приглашен вначале только на один летний сезон 1856 года, однако стал бессменным дирижером Павловских летних концертов на протяжении десяти лет. Вместе с композитором из Вены в Петербург приехали еще 12 музыкантов, остальных артистов для оркестра он выбрал из русских исполнителей. Очередной летний музыкальный сезон в Павловском вокзале открылся 6 мая 1856 года.
Как писала потом газета "Санкт-Петербургские ведомости", "народу в Павловске была бездна. Маэстро вышел на сцену красивый, вдохновенный. Его голова в черных кудрях почти лежала на скрипке. Казалось, он лишь слушал то, что рождалось внутри хрупкого дерева, а смычок двигался помимо его воли: то с дьявольским напряжением, то, успокаиваясь и ласкаясь.
Неслыханная красота и разнообразие мелодий обрушивались на слушателей лавиной. Это была сама страсть, движение, радость жизни. И публика сдалась на милость победителя радостно и благодарно:- «Добро пожаловать, господин Иван Страус!..»
Говорили, что после концерта дирижера чуть ли не на руках донесли до самой квартиры.

Успех Иоганна Штрауса в Павловске. Рисунок 1856 г.


С первых концертов Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы. Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, что его движения становились почти танцевальными. Но Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками - зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.

Очаровательный, танцующий Штраус, преследуемый пылающими сердцами в кринолинах и свирепыми взглядами ревнивых мужей. Шарж. 1859 г.


В.В. Стасов, строгий критик, мнения которого, как приговора, боялись люди искусства, всегда считал себя принципиальным врагом развлекательной музыки. А тут о чем говорить; вальсочки, польки, галопы? Студенты скачут, кружатся барышни. И это музыка? Но и он сдался:- «...К стыду своему, объявляю торжественно - я с удовольствием слушал Штрауса». И добавлял рокочущим басом, что это «лучше всего, что мы знаем в Петербурге... Павловске и других городах».
Успех Штрауса в Павловске был действительно необычайным. Афиши, извещавшие о концертах Ивана Страуса (так назвали композитора на русский манер) можно было видеть в Петербурге повсюду. Русская публика, приходившая на концерты, любила музыку, разбиралась в ней, знала и ценила вальсы, которые составляли основу репертуара Штрауса. Но композитор включал в свои концертные программы и иную музыку: именно он познакомил петербуржцев с некоторыми произведениям зарубежных композиторов - Гуно, Вагнера, Верди. На концертах звучало лучшее из созданного русскими музыкантами, и особенно часто Штраус исполнял произведения Глинки, устраивая даже целые глинкинские вечера.

Однажды Иоганну передали нотные листки, исписанные рукой безвестного студента Петербургской консерватории. Знаменитый маэстро не сослался на занятость. Через пару дней его оркестр исполнил произведение молодого автора. Тот слишком поздно увидел свое имя на афишах «г-на Страуса». Последний поезд уже ушел «на концерт». Так обидно получилось! «...в первый раз играли в Павловске мои «Танцы»,— писал родным «опоздавший» — студент консерватории Петр Чайковский.
Музыкальный вечер в Павловском вокзале. Е.Самокиш - Гулковская. 1862 г.

Публика настолько любила концерты Штрауса, что многие готовы были оставаться в Павловске на всю ночь. Дирижер даже вынужден был прерывать выступление, когда раздавался звонок, извещавший об отходе последнего поезда. Но иногда и это не помогало: поезд уходил, а слушатели оставались в Павловске на всю ночь. В таких случаях Штраус выходил к публике и просил внести небольшую сумму для бедствующих или в фонд помощи раненым в Крымской войне, а после этого концерт продолжался до утра. Газета "Северная пчела" написала как-то, что по свидетельству одного из меломанов, Штраус "скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц".

Во время концерта среди слушателей "Воксала" Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: "Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки". Воспитанница института благородных девиц Ольга Смирнитская проводит лето на даче в Павловске вместе с родителями и младшим братом. В полном соответствии с модой времени увлекается литературой и музыкой, сочиняет романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Кольцова. Печально-сентиментальные мелодии, написанные девушкой, ожидающей любви и готовой к встрече с ней, таят в себе предчувствия разочарований. И неженатый красавец-композитор становится идеальным объектом обожания.

Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Музыка оказалась их эсперанто, Ольга показала Штраусу свои романсы и уговорила его проконсультировать по части композиции. А вскоре попросила Штрауса исполнить ее произведения в Павловском "Воксале". Штраус аранжировал несколько сочинений Ольги, в том числе "Польку-мазурку" и романс "Так и рвется душа" на стихи Кольцова, и включил их в свои концерты. Но неприязнь семьи Смирнитских - аристократов и снобов - к Штраусу была очевидна: он не дворянин, он принадлежал к «странствующему народу», а талант композитора не имеет для Смирнитских абсолютно никакого значения. Ольга, послушная дочь, в итоге вышла замуж за Александра Лозинского, военного юриста.

Всю свою жизнь Штраус хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования. Воспоминания, письма и портрет - вот все, что осталось композитору в память о северной музе.
В Павловске Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - «Кадриль на стрельнинской террасе», «Прощание с Петербургом», вальс «Воспоминания о Павловске», «Полька-Нева», «Прощание с Петербургом», «Русская деревня», «Петербургская кадриль», «В Павловском лесу»
Памятник композитору Иоганну Штраусу -сыну в городском парке Вены (1907, скульптор Э. Хелькер).
Уменьшенная копия 2003 года установлена в Павловске у Пяти углов, вблизи Большого дворца


Квартет "Сказ", полька "Трик-трак"

Комментариев нет:

Отправить комментарий